УНИКМА — монтаж кровли, металлочерепицы, черепицы зимой

0
89

В Московском регионе зима не досадное недоразумение, не
случайная неожиданность, а закономерное природное явление.
Поэтому, проектируя дом и выбирая тип, цвет и фактуру
кровельного покрытия, попросите архитектора описать крышу
Вашего дома зимой. Нестандартность поставленного вопроса может
многих заставить задуматься. Предупреждая это, поделюсь
некоторыми наблюдениями. Зимнее существование усредненной
крыши протекает в три фазы.

Первый снег на черепице.
Взгляд через объектив.

Первая: первый снег, пушистый и легкий, он
весь растает или будет развеян по ветру… Обычно я
любуюсь фактурой кровельного материала. Если повезет, и
выдастся солнечный день, то удастся по-новому увидеть
облик всей крыши. Эта фаза напоминает мне чистку ковров
снегом, — после схода первого снега крыша будет очищена
от пыли и подготовлена к зиме с ее зимними праздниками.

Дом у леса.
Примерка снежного одеяла.

Вторая: долгая зимняя фаза с накоплением
снега и распределением его по крыше. Погодные капризы
разыгрывают на сцене кровли свой спектакль. Однако
развитие действия зависит от режиссера (архитектора) и
продюсера (заказчика). Спектакль может быть
романтическим, может быть наполнен тревожными нотками, а
может быть динамичным, наполненным спецэффектами (сходы
лавин, падения сосулек). Каждую зиму я наблюдаю такие
кровельные спектакли, оцениваю замыслы режиссера,
мастерство актеров и рабочих сцены.

Тот же дом.
Дыхание весны.

Третья: таяние снега, предвещающее скорый
приход весны. Снег уходит с южных склонов, оставляя на
кровле очертания островов. На северных склонах
февральские и мартовские ветры рисуют свои этюды. На
земле снег сходит более равномерно, крыши же напоминают
о горнолыжных курортах, играя с контрастом солнечного
света и снежного холода.

Прежде чем перейти к описанию технических подробностей создания (предотвращения) спецэффектов, приведу несколько этюдов из опыта работы нашей компании.

Этюд первый.

Дом в лесу.
Одеяло убежало…
Та же крыша через год.
Теперь не убежит.

Высокий кирпичный дом с крутым длинным
скатом (черепица BRAAS ) на главном фасаде и пологим
задним скатом. Сосновый лес, снег, безветрие, тишина. По
замыслу архитектора дом должен зимовать под толстым
снежным одеялом. Зимой акцент переносится на фасад, а с
появлением солнца на авансцену выходит омытая снегом
крыша. Во время генеральной репетиции (как правило,
генеральная репетиция проходит первой зимой при
проведении отделочных работ) замысел режиссера был
нарушен: накопившийся за зиму на крутом длинном скате
(53 градуса, 10,3 м) снег, оторвался от конька, уперся в
снегозадержатель, сгруппировался, перемахнул через
решетку снегозадержания и рухнул вниз. Решетка
выдержала, земля тоже, машины под скатом не было, никто
не пострадал, но мизансцену решили изменить, добавив
дополнительно два ряда снегозадерживающих решеток.
Расчет оказался верным, следующей зимой по первому
солнышку скат начал проявляться равномерно и целостно,
многорядная установка решеток помимо улучшения условий
безопасности, способствовала и объединению ската с точки
зрения восприятия образа дома в радостные весенние дни.

Этюд второй.

Дом у леса.
Перед примеркой.
Дом у леса.
Тропа снежного человека?

Двухэтажный кирпичный дом, план стен
которого имеет 10 наружных и 6 внутренних углов. Линия
карниза повторяет форму стен, углы наклона всех скатов
одинаковы и равны 30 градусов, кровельное покрытие —
черепица BRAAS . На главном и заднем фасадах
организовано по одному лаконичному фронтону. Дом
расположен в тихом месте, усадьба с двух сторон
примыкает к лесу. Преобладающий вальмовый характер крыши
усиливает эффект основательности дома, что
предопределяет необходимость удержания всего отпущенного
богом этому дому снега на крыше вплоть до весны.
Генеральная репетиция показала, что режиссерский замысел
реализован полностью. Посмотрите, как органично
вписывается дом в пейзаж, а тропинка, проложенная
кровельщиками по короткому скату, перекликается с
тропинками вокруг дома. Эта тропинка возникла случайно,
но, возможно, протаптывание тропинок, являющихся частью
зимнего экстерьера, станет штатной услугой кровельщиков?

Этюд третий, грустный.

Скаты 45 градусов.
Ждем снега.
Снег с крыши ушел к соседу.
За солью?
Очищенная снегом крыша.
Мозаика.

Двухскатная крыша, угол 45 градусов. В
один скат вписан фонарь с такими же углами наклона, к
другому скату примыкает крыша гаража с углом 17
градусов. Металлочерепица Rannila, профиль Monterrey.
Крыша сделана нашими монтажниками настолько хорошо, что
рекламная служба Rannila выбрала фотографию этого дома
для демонстрации профиля Monterrey в своем последнем
буклете, выпущенном под девизом «Гармония с природой».
При угле наклона скатов 45 градусов крыша не накапливает
снег, время от времени сбрасывая его небольшими
порциями, позволяя нам и зимой любоваться мозаичным
эффектом, возникающем при взгляде на плоскость крыши под
разными углами. Такой прием зимовки нельзя назвать
универсальным и лучше все-таки поставить
снегозадержатели, так как в случае падения даже
небольших порций снега на пешеходные дорожки возможны
неприятные последствия. Но на этом доме скат, с которого
сходит снег, всего один, и поэтому предприняты
необходимые меры по защите людей от попадания в опасные
места. С другого ската снег сходит на пологий короткий
скат, а с него на землю в узкую зону между домом и
забором, безопасность людей здесь обеспечена тем, что
зимой в этой зоне сугроб и ходить туда незачем. Но
природа сыграла злую шутку: копившийся на пологом скате
снег лежал и поглядывал через забор на соседей, однажды
он решил – пора, оттолкнулся от ската и рухнул вниз…
перепрыгнуть забор не смог, а вот, проломив забор, уйти
к соседу низом все-таки сумел. Снег был наказан, забор
починен, но воизбежание подобных случаев всегда следует
устанавливать снегозадержател

Пожалуй, в рамках данной статьи я не буду описывать
технические подробности создания (предотвращения)
спецэффектов, связанных со сходами снежных лавин, а также не
коснусь режиссуры сосулек на карнизах и режиссуры сосулек на
флюгарках (флюгарки — это такие колпаки над дымовыми трубами).
Это темы отдельных публикаций.

Напомню лишь, что для создания хорошего спектакля (фильма)
режиссер и продюсер обращаются к техническому консультанту
(обычно в титрах мы встречаем фамилию какого-нибудь генерала
МВД или Министра Здравоохранения какой-нибудь страны). В нашем
случае лучше обратиться к практикующим кровельщикам, знающим
физику и умеющим моделировать изменения агрегатного состояния
воды (снег-лед-вода-лед-вода) и траектории схода снега, а
также умеющим оптимизировать бюджет Вашего зимнего спектакля
по критериям безопасности, надежности конструкций и
зрелищности.

Помощник Главного Режиссера
Кровельного
Театра им. Деда Мороза,
созданного при участии компании
УНИКМА,
Федоров А.Д.

Фотографии из архива компании
УНИКМА