ЯРКИЕ ФАСАДЫ

0
135
Полвека назад великий американский фантаст Айзек Азимов назвал города будущего «стальными пещерами», машинами, подавляющими живое начало. Писатель оказался провидцем: становясь комфортабельнее, мегаполисы всё ощутимее расчеловечиваются. Причин тому много: высокая плотность населения, ускоренный ритм жизни, тотальная унификация, проблемы с экологией. Кроме того, психологами выделяется такой негативный фактор, как визуальное загрязнение, вызванное утилитарной архитектурой с её однообразными фасадами и скучными серыми стенами. Со многими проблемами большого города поделать ничего нельзя, но с его унылым внешним видом можно и нужно бороться!

Серая радуга городов
Как издревле известно, цвета не только делятся на холодные и тёплые, но и способны вызывать чётко определённый эмоциональный отклик (см. табл. 1).

Таблица 1. Эмоциональное восприятие цвета

Цвет Символика эмоционального восприятия

Температура

Настроение

Ощущение

Красный

Тёплый

Раздражающий, энергичный

_

Оранжевый

Очень тёплый

Увлекающий

Жёлтый

Очень тёплый

Увлекающий

Зелёный

Очень холодный

Очень спокойный

Свежий

Синий

Холодный

Спокойный, тихий

Чистый

Фиолетовый

Холодный

Агрессивно-тревожный

Коричневый

Нейтральный

Увлекающий

Грязный

Серый

Нейтральный

Спокойный, скучный

Грязный

Неудивительно, что в жарких краях, вроде стран Ближнего Востока или Средней Азии, популярна холодная гамма – все оттенки зелёного и синего (достаточно взглянуть на купола мечетей Самарканда). С другой стороны, в холодных районах мира издавна популярны все оттенки красного и оранжевого. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на традиционные скандинавские или славянские вышивки или росписи. Эти тёплые цвета помогают не только компенсировать холодный климат, но и позволяют глазам отдохнуть от монотонности снежных пейзажей.

Более того, впитываясь не только в национальную, но и в религиозную традицию, цвета «мигрируют», становясь своими и в других климатических условиях. Например, несколько лет назад одна из крупнейших российских компаний, специализирующихся на отделочных материалах, с некоторым удивлением обнаружила, что в традиционно мусульманских регионах страны (Татарстан, Башкирия, Северный Кавказ) ощутимо большим спросом пользуются все оттенки зелёного (традиционный цвет ислама), что и было использовано в разработке маркетинговых стратегий.

Итак, ясно, что цветовые предпочтения соответствуют национальному характеру, и изменяются они весьма неохотно. Но если при традиционном укладе соблюсти некую «народную палитру» довольно просто, то в городах, этих «плавильных котлах», нивелирующих любое своеобразие, цвета также теряют свою индивидуальность и яркость.

Например, совсем недавно екатеринбургские архитекторы провели довольно простое исследование, призванное выяснить, как «раскрашен» один из крупнейших и старейших городов России. Выводы оказались неутешительными.

«Когда перед тобой встаёт задача изучить пространство города с точки зрения цвета, – пишет в своей статье[1] Алёна Цорик, выпускница Уральской архитектурно-художественной академии, – первое, что нужно сделать – это объехать весь город и посчитать, зданий какого цвета в городе больше. Выяснилось, что рекордсменами оказались три цвета: серый (все оттенки от серо-голубых до серо-зелёных), земляные тона (разные оттенки коричневого, серо-коричневого, коричнево-зелёные и т.п.) и жёлтый во всех его проявлениях. Причём все три цвета – примерно в равных пропорциях, чуть убывая в перечисленном порядке».

Более того, опрос жителей города показал, что подавляющее большинство воспринимает город только в сером цвете! При всех своих достоинствах этот тон плох тем, что он вызывает в людях лишь безразличие и скуку. И вроде бы ничего страшного в этом нет. Но проблема в том, что эволюционно человек не приспособлен к монотонности цветовосприятия. Более того, визуальная однообразность городов является одним из факторов, провоцирующих так называемый «синдром мегаполиса».

Этот синдром пока не вошёл в перечень болезней Всемирной организации здравоохранения. Но большинство психологов и психиатров сходятся во мнении, что 80% жителей современных городов испытывают схожие расстройства поведения. Это склонность к агрессии, хроническая усталость, невозможность сосредоточиться, потеря удовольствия от жизни, нарушения сна и аппетита. Выявлены и причины, вызывающие подобные нарушения. Первый фактор – это повышенный шумовой фон большого города. Второй – тактильный прессинг из-за скученности и нехватки жизненного пространства. Наконец, третий фактор – визуальный прессинг. В нём сочетается острая нехватка цвета в окружающей среде с перегрузкой от излишне яркой и навязчивой рекламы.

Против серости и грязи
Кто же виноват в том, что жизнь мегаполисов становится серой? Конечно, ничьих злодейских замыслов здесь нет. Дело в том, что раскрасить город не так просто, как может показаться. Ведь нужно добиться оптимального сочетания долговечности, экономичности и красоты.

Чаще всего в российских городах используются фасадные и кровельные отделочные материалы неярких тонов. Связано это с погодными особенностями нашей страны. Практически на всей территории России преобладает континентальный климат, когда зимой холодно, летом жарко, а в межсезонье характерны так называемые «переходы через ноль». В результате частых температурных деформаций во многих материалах накапливаются микротрещины, что приводит к потере внешнего вида, разрушению поверхности и неизбежному ремонту.

Стоит также учесть такие факторы больших городов, как смог, являющийся химически агрессивной средой, а также уличную пыль и копоть, оседающие на всех поверхностях. В таких условиях эксплутационные нагрузки, которым подвергаются яркие фасады и кровли, многократно возрастают, а практически любые материалы для наружной отделки зданий с яркими и насыщенными цветами быстро теряют первоначальный вид. Понятно, что при таком положении дел проще выбрать, может, и не слишком радующие глаз, но практичные и долговечные расцветки.

В полной мере всё вышеизложенное относится и к одному из наиболее популярных решений для внешней отделки и теплоизоляции зданий – штукатурным фасадным системам. По свидетельству Даниила Мазурова, руководителя отдела оптовых продаж московской строительно-торговой компании «ПКК Интерстройтехнологии», заказчики и проектировщики в качестве финишного слоя штукатурных систем из всего многообразия фасадных красок предпочитают спокойные и пастельные тона.

«Одна из важнейших причин такого выбора – чем темнее и насыщеннее финишный слой, тем сильнее он нагревается под солнечными лучами, – рассказывает Роман Рязанцев, проект-менеджер компании CAPAROL, эксперта в области защиты и теплоизоляции фасадов зданий. – Замеры показывают, что температура интенсивно окрашенной поверхности на солнце может доходить до 70-80ºС. В штукатурной системе между стеной и армирующим слоем есть теплоизоляционный материал, который не позволяет рассеять это избыточное тепло. Так что всю нагрузку берёт на себя тонкий поверхностный слой штукатурки. В результате весной или осенью, когда солнце яркое, но дует холодный ветер, в считанные минуты температура может упасть с +50ºС до -5ºС. Резкие и частые переходы от тепла к холоду являются причиной температурных деформаций, которые приводят к появлению трещин в финишном покрытии и даже в армирующем слое. Вот почему тёмно-синие, кофейные, тёмно-зелёные или тёмно-красные дома в нашей стране встречаются очень редко».

До недавнего времени решение дилеммы «яркость или долговечность» было очевидно в пользу долговечности. Однако технологии не стоят на месте, и сейчас стало возможным сделать фасад сколь угодно ярким, не жертвуя деньгами и временем.

«Чтобы штукатурный фасад стал более устойчивым к температурным деформациям, специалисты нашей компании предложили усилить армирующий слой карбоновыми (углеродными) волокнами, – говорит Елена Уткина, продукт-менеджер по системам теплоизоляции компании CAPAROL. – Эта идея была воплощена в теплоизоляционной композиционной системе Caparol «Capatect Carbon».При использовании теплоизоляционных плит из вспененного полистирола и усиленной карбоновыми волокнами шпатлёвки можно создавать фасады любых, даже самых тёмных и насыщенных цветов, с относительным значением яркости 5, тогда как для обычных систем ограничение этого параметра установлено на 20».

Для решения весьма острой для больших городов проблемы загрязнения ярких штукатурных фасадов смогом, пылью и копотью разработчики немецкого концерна CAPAROL использовали интересную способность наночастиц оксида кремния (кварца) при определённых условиях образовывать чрезвычайно прочную, но эластичную трёхмерную решётку. Такая «сетка» легко переносит температурные деформации, не позволяя размягчаться слоям штукатурной системы даже при экстремальном нагреве. При этом она не только сохраняет красочный слой в неприкосновенности, но препятствует налипанию частиц грязи и мелкой пыли. Эта запатентованная технология нанокварцевой решётки NQG (Nano-Quarz-Gitter) применена, к примеру, в специальном финишном покрытии ThermoSan NQG.

По словам Александра Филиппова, генерального директора торгово-строительной Группы компаний «Концепт», ещё одно важное свойство штукатурных фасадов с применением карбоновых волокон – это их высокая стойкость к ударным нагрузкам. Если для обычного штукатурного фасада прочность не превышает 5-10 Дж (легко повреждается, например, летящим футбольным мячом), то композиционная система «Capatect Carbon» выдерживает физические воздействия до 50 Дж. Это вдвое выше, чем ударная нагрузка от отбойного молотка! Такие системы с успехом противостоят как случайным повреждениям фасадов, так и умышленному вандализму – бичу городской и сельской застройки.

Ещё один способ сделать городские здания красочнее и ярче – обратить внимание на окна. Пластиковые рамы и подоконники белого цвета, которые наиболее распространены сегодня, могут дисгармонировать с интенсивно окрашенными фасадами. Но, как утверждает Антон Богданов, директор по маркетингу компании PROPLEX, первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям, цветные оконные рамы сейчас – вовсе не экзотика и доступны в нашей стране в равной степени и частным, и корпоративным застройщикам. Существует отработанная технология ламинирования, позволяющая получить профиль ПВХ практически любых расцветок – от имитаций фактур разных видов дерева (махагони, дуб и т.п.), металлов до однородных ярких поверхностей. Плёнки, которыми покрывают стандартный профиль, чрезвычайно надёжны и хорошо зарекомендовали себя в самых жёстких климатических условиях. И, самое главное, они позволяют сделать даже самое заурядное здание архитектурной достопримечательностью, ярким пятном, оживляющим монотонный городской пейзаж».

Поэт-бунтарь Маяковский писал почти век назад: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…». Серая скука, накрывающая большие города, давно нуждается в таком радикальном подходе. И сегодня для того, чтобы от неё избавиться, чтобы вылечить горожан от застарелого «синдрома мегаполиса», есть все возможности. Было бы желание…

Пресс-служба компании CAPAROL
[1]
http://archvuz.ru/2012_22/10